вторник, 20 октября 2009 г.

Незабываемая поездка.

Оптина пустынь.
Мечтать о поездке в Оптину пустынь  я стала после того, как мне в  руки попал   журнал "Слово", на обложке которого был замечательный рисунок, к сожалению, не сохранившийся: на ладонях - маленькая девчушка, а рядом слова молитвы оптинских старцев. Слова ее потрясли меня, разбередили душу.  Мне захотелось посетить обитель, но не получилось.  Страшное известие об убийстве трех монахов  этого монастыря напомнило мне о моем желании. И опять поездка откладывалась. Прошло немало лет,  когда  я   прочла книгу Нины Павловой  "Красная Пасха".
Вот тогда я приняла решение - пора!  и даже не удивилась, когда меня вскоре пригласили на экскурсию в Оптину пустынь.
Монастырь  - полное его название Свято-Введенский -  расположен  в Калужской области, недалеко от г. Козельска,  где-то в  300 км от Москвы.
  По легенде,  в XV веке несколько монахов поселились  в Оптиной пустыни (пустынь -  уединенное безлюдное место).  После воцарения династии Романовых обители были пожертвованы земли. Во время правления Петра, когда монастыри стали облагаться налогами, Оптинский был упразднен как малолюдный и вновь открыт  только в 1724 г, за год до смерти царя. Обитель оставалась без средств, монахи  бедствовали. И только в конце 18 века на монастырь обратили внимание и приняли решение об устройстве Скита. Духовный расцвет Оптиной связан с именами великих старцев (монахи, обладающие особым даром -направлением души ко спасению) : Льва, Макария, Амвросия и других.

За наставлением, утешением, советом в Оптину стекалась вся Россия от  представителей царской фамилии,  дворянства  до нищих  паломников.  Известные  русские  писатели  посещали  монастырь:  Гоголь, Достоевский, Аксаков, не раз бывал в обители Л. Толстой.  Прототипом Зосимы в "Братьях Карамазовых"  стал старец Амвросий. Во главу всех советов и наставлений старцы ставили смирение - сущность христианской жизни.
Перед революцией в монастыре было 300 монахов. В 1918 г. Декретом советской власти монастырь был закрыт,  разорен,  монахи изгнаны,  многие арестованы,  сосланы,  погибли в лагерях. 
К 1ооо-летию крещения Руси Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Двенадцать оптинских старцев были причислены к лику святых.
Наш автобус подъезжает к месту , откуда открывается прекрасная панорама Оптиной пустыни.

 И вот уже видны Святые ворота  обители. 

Перекрестясь, как положено, мы вошли в  арку, которая оказалась довольно глубокой. 
 С обеих ее  сторон на стенах  - фрески с изображением старцев.  

В интернете я нашла фото, по которому  можно судить, насколько велика  арка,  ведущая в монастырь.  Вдалеке  от нее  видны колокольня  и Казанский храм.        

Слева - нижние ярусы колокольни, справа  -  Введенский собор. 

Введенский соборсамый старший храм обители.   На его месте более ста лет стояла  деревянная церковь, построенная в начале 17 века.   В 1750 году ее разобрали, и началось строительство каменного храма, освященного во имя   Введения Пресвятой Богородицы.   Средства  на  церковь были даны братьями купцами Шепелевыми.  На деньги Андрея  Шепелева было  построено 70 храмов по всей России!



Казанский храм  -  самый большой в обители, в нем проходят воскресные и праздничные богослужения.
Владимирский храм  в честь иконы Владимирской Божьей Матери - величайшей святыни, как известно, написанной евангелистом Лукой на доске стола, за которым принимали трапезу  Иисус Христос, Пресвятая Богородица  и  праведник Иосиф. В начале 12 века икона была привезена в Киев, затем Андреем Боголюбским во Владимир. Не раз спасала она Русь от разных бед и войн.
Место, на котором была временная  колокольня (старую тогда еще не восстановили), именно здесь произошло убийство трех монахов на Святую Пасху 1993 года
После крестного хода монастырь опустел. В 6 часов утра  на Пасхальный перезвон сюда пришли иноки Трофим и Ферапонт. Убийца-сатанист напал на них сзади, когда они звонили в колокола и проткнул их мечом.  Та же участь постигла отца Василия, выходившего из корпуса, чтобы провести исповедь.



Место захоронения погибших монахов. Пока только могилы с деревянными крестами, а за ними строящаяся  часовенка . Отец Василий (в миру В. Росляков, выпускник факультета журналистики МГУ) незадолго до гибели написал эти стихи:
                                  Что принесу и что воздам
                                   Тебе, старинная обитель,
                                   Твоим могилам и крестам,
                                   Которым ныне я служитель.
                                   Душа тебе уж отдана,
                                   Прими и тело, коль захочешь,
                                   Прими все то, что от Творца,
                                   От Бога наделен средь прочих.
                                   Поклон сыновний положу
                                   Тебе,  блаженная пустыня,
                                   Спасенья чашу прииму
                                   И призову Господне имя.

Входная арка с внутренней стороны монастыря.
Совсем неподалеку от Оптиной в Шамордине находится Казанский Свято-Амвросиевский женский монастырь.

От ворот видна лишь боковая часть храма.  Сфотографировать его с фасада невозможно, такой он величественный. Пришлось искать в интернете панорамную съемку собора.



Л. Н. Толстой часто навещал  здесь свою  родную сестру Марию Николаевну,  бывшую настоятельницей  монастыря.

 К собору пристроено здание монастырской библиотеки.

 То же,  но вблизи.

Часовня с изображением старца Амвросия, основателя монастыря.

Здание  библиотеки.  В  монастыре  есть  приюты   для  девочек-сирот,  калек  и  убогих,  больница  и иконописная мастерская.

Крутой берег реки Жиздры.   Внизу  -   святой источник.


Лестница, ведущая к святому источнику очень длинная, на ней находятся  терраски, на которых можно передохнуть во время подъема и полюбоваться необычайно красивым видом.

Вот на такой терраске я сфотографировала свою  первую учительницу  по бисероплетению  Нелли Андреевну,  отличную рукодельницу, она же организатор экскурсии.



Справа - святой источник, а внизу -  купель, в которую мы все окунулись. На обратном пути, несмотря на то, что службы в храме не было, мы все же подошли к двери, приоткрыли ее и услышали красивые удивительные звуки, то пел церковный хор.  Мне часто доводилось слушать мужские хоры, женский я слышала впервые. Мы не видели певуний, но, судя по голосам,  пели юные монахини, так чисты были их голоса. Так, наверное,  поют ангелы.
В Москву мы возвращались другой дорогой и еще раз могли полюбоваться красотой Оптиной пустыни. Так не хотелось возвращаться из этого святого мира покоя и тишины  в нашу суетную греховную обыденность. 

Ярлыки:

Комментарии: 3:

Blogger Aлиса сказал(а)...

Какие выводы из всего этого Вы сделаете, Леонсия? Как изменится теперь Ваша жизнь? Станете ли читать Евангелия и искать спасения для своей души? Если, как Вы пишете, смирение - сущность христианской жизни, то как будете учится смирению перед Богом? Или вся эта поездка была напрасна и Вы вернётесь в "суетную греховную обыденность"? Неужели НИЧЕГО не измените?
С уважением к Вам и с молитвою о Вас...

20 октября 2009 г., 9:55  
Blogger Katy (bloshka) сказал(а)...

Тамара, спасибо большое за экскурсию! я очень соскучилась по луковкам церквей...
Думаю, она была вовсе не "напрасна", об этом, даже, говорит ее название: "незабываемая"!

22 октября 2009 г., 11:52  
Blogger Laralog сказал(а)...

Эта книга, одна из немногих, над которыми я плакала. Даю ее всем знакомым. Никого не оставила равнодушными, вне зависимости от уровня Веры.

7 ноября 2009 г., 7:31  

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

Ссылки на это сообщение:

Создать ссылку

<< Главная страница